5 стендап-концертов, которые греют мне душу

В 2007 году я ездил на игру Высшей Лиги КВН. Из той поездки мне запомнились две вещи. Во-первых, я отравился хачапури и ещё несколько дней завтракал активированным углём. Вторым воспоминанием стала масштабность действа. Сверкающий БКЗ «Академический», Гарик Мартиросян, прячущийся от фотоохотников в своём «Туареге», массивные декорации на сцене. Мы сидели на ступеньках, по нашим юным телам периодически ходил оператор. На сцене соревновалось примерно 25-30 человек и старел один Масляков.

А в 2013 году я ездил на концерт Эдди Иззарда. На сцене он был один, без операторов, редакторов и загораживающего обзор Гусмана. И было не менее смешно, даже наоборот. В этот момент стендап в моей душе окончательно победил КВН. Тем более, что в стендапе не заставляют пожилого человека унижаться и рекламировать пасту лакалют, лапшу роллтон и банк петрокоммерц. Чтобы дополнительно проиллюстрировать свои убеждения, я отобрал пятёрку стендап-спешлов (концертов, если по-православному), которые достучались до моего сердца. В принципе, если вы читаете специализированные блоги, то ничего нового из этого поста вы не почерпнёте. И вообще эта подборка не претендует на какую-то объективность. Просто, если вам хочется посмотреть что-нибудь «ржачное», кое-что здесь найти можно.

Зак Галифианакис, «Live at the Purple Onion»

Вот чем занимался Зак Галифианакис, прежде чем ему доверили отрывать головы жирафам и делать передачу с Президентом США. Он делал стендап, который почему-то принято называть альтернативным. В данном случае это означает псевдомузыкальность (Зак большую часть времени говорит шутки, аккомпанируя себе на пианино), периодическое отсутствие концовок шуток и («If you read my blog you know I’m a pilates freak…») мокьюментари-вставки (наконец-то мне удалось использовать в тексте это слово!). Темы шуток вполне ожидаемы: самоунижение, собственная внешность, непроизносимая фамилию, лишний вес. Зато образов в концерте реализовано аж целых два — пьющий туповатый неудачник и верующий туповатый неудачник. Концерт не стабильно смешной, но очень атмосферный, особенно в те моменты, когда Зак оскорбляет зрителей (скромного гейм-дизайнера за то, что он скучный, и старого человека — за то, что он старый).

Стюарт Ли, «Carpet remnant world»

Стюарта Ли я открыл для себя недавно, но он быстро подчинил моё сознание себе. Я посмотрел все его концерты, все сезоны «Stewart Lee’s Comedy Vehicle» и третий месяц сижу над книгой «How I escaped my certain fate» Ли не принадлежит к числу самых популярных комиков мира. И даже Британии. Этому посвящена довольно увесистая часть его шуток, больше Стюарт говорит только о ненависти к поп-культуре в целом и к Джереми Кларксону в частности. Львиная доля выступлений строится по одной схеме: Ли подаёт свой материал, используя необходимый минимум лицевых мышц. Монотонная речь, повторение одних и тех же фраз гипнотизируют тебя как Путин пенсионерку. Всё кончается эмоциональным взрывом: Стюарт бросает микрофон, выходит в зал, кричит, падает на пол. Всё это полируется какой-то мощной финальной мыслью. Серьёзно, концовки большинства концертов Стюарта Ли пробирают до пяток. «Carpet remnant world» как раз из таких. Если понравится, советую ещё «If you prefer a milder comedian please ask for one».

Даг Стэнхоуп, «Deatbeat hero»

Человек, шкуру которого многие хотели бы примерить хотя бы на день. Сторонник абсолютной свободы, тролль, лжец, девственник. В своих выступлениях Даг яростно набрасывается на современное мироустройство, человеческую тупость и выпивку с сигаретами. Выступает за легализацию вообще всего, включая проституцию и наркотики. Собственно, в личном пространстве Стэнхоупа всё давно разрешено, поэтому он на всякий случай живёт у самой границы с Мексикой (если вдруг им заинтересуются соответствующие органы, Даг быстренько сыграет в Поросёнка Петра).

В принципе, все его концерты шокируют и смешат примерно одинаково. Я выбрал спешл постарше по одной простой причине: Стэнхоуп совершенно не отказывает себе в алкоголе и веществах. Соответственно, с каждым годом он выглядит всё хуже. «Deatbeat hero» — оптимальное сочетание хороших шуток и приемлемого внешнего вида. Смотрите, смейтесь, радуйтесь. Только не во время еды. Не повторяйте моих ошибок.

Дара О’Бриэн, «Dara O’Briain talks funny»

Если же вам хочется посмотреть комика без радикальных взглядов, особых творческих методов и бороды, то вот вам Дара О’Бриэн. Просто женатый мужчина-ирландец средних лет. Но какой он смешной! Отдельная радость — его работа с залом. Он периодически (чаще в начале концерта) шутит про зрителей, над ними и с ними. Более того, он помнит это до конца и в финале снова возвращается к каждому обшученному, благодарит и делает настоящим, полноправным участником шоу. Говорят, Дара проделывал это даже на недавнем московском концерте, и тоже получилось. Герой!

Эдди Иззард, «Dress to kill»

И на сладенькое. Концерт, с которого всё началось. Мужчина в женском платье, говорящий умные вещи, — это на какое-то время сорвало мне крышку, и я смотрел в экран с недоверием. Потом тихо хихикал. Потом громко хохотал, пугая тараканов. Что самое характерное — чаще всего в своих выступлениях Иззард говорит об истории, науке и прочем естествознании. Уже за это можно полюбить Эдди всем сердцем. Что, собственно и сделали миллионы людей по всему миру. Даже участники труппы «Монти Пайтон» выразили респект смешному трансвеститу, назвав его «потерянным Пайтоном», простите за тавтологию.

Куча шуток из этого концерта стала едва ли не классикой юмора, как, например, «Cake or death?». Меня же почему-то дико веселит простенький и дурной кусок про смерть Энгельберта Хампердинка. Объяснить всё равно не смогу, надо смотреть. Чтобы дополнительно вас заинтересовать, скажу ещё, что Иззард — дислексик, и записывать свои шутки у него не получается. То есть, он натурально воспроизводит все час-полтора смешного материала из собственной головы. Отсюда его регулярные «забывания» текста, которые едва ли не смешнее основной части шуток.

Многие говорят, что Эдди так и не сделал ничего круче «Dress to kill». Но, как якобы говорит Квентин Тарантино, а кто сделал? Эдди уже настолько культовый, что уже позволяет себе делать сиквелы к своим же номерам. В последнем спешле он показал миниатюру про Бога в столовой. Зрители пришли в восторг, потому что несколько лет назад у Иззарда был номер про Дарта Вейдера в той же столовой. То есть, он натуральная рок-звезда стендапа. А этот концерт — его «Abbey road». Или «Nevermind». Ну, или «РайоныКварталы», кому что ближе.

P.S. Не знаю, насколько корректно с точки зрения авторских прав выкладывать видео с концертов в своём блоге. Если, например, Стюарт Ли будет недоволен моим самоуправством, прошу написать мне на почту, я всё удалю. А лучше подпишись на мой паблик, Стю.

Поделиться в контакте
Отправить в телеграм