Побеждаем творческий ступор, или «Метод матриц»

Иногда бывает, что мозг останавливается, как пищеварение после Макдональдса. Это бывает, когда тебе дают полную свободу действий или просто некорректно ставят задачу. Ты бредёшь в кровавом тумане, шаришь руками, но ничего не можешь найти. Блокноты и файлы пустуют. Дедлайн подкрадывается сзади и смрадно дышит в ухо.

Когда я играл в КВН (только не думайте, что я этим горжусь), наша команда была разделена на несколько авторских групп. В одной из них были парни, которые не могли похвастаться эрудицией или хотя бы просто начитанностью. При этом они постоянно приносили на общие сборы листы с какими-то идеями. Большая часть, конечно, была чушью, но за что-то удавалось зацепиться и родить материал, который можно показывать здоровым людям.

Однажды я застал их за написанием нового материала. Ребята водили пальцами по какой-то таблице, потом вскрикивали и начинали что-то обсуждать. Оказалось, что они пишут «матрицами». Выглядело это примерно так:

В столбик писались герои потенциальной миниатюры, а в строчку — места, где они могли оказаться. На пересечении строк и столбцов рождалась идея номера, например, «Чапаев в крематории». Дальше всё зависело от твоего умения увязать два этих далёких друг от друга объекта (в этом, как мне кажется, и состоит суть придумывания, юмора и вообще).

Я тогда отнёсся к этому методу снисходительно и впоследствии прибегал к нему только в самых крайних случаях. Тем не менее, с мозговыми заторами я худо-бедно справлялся. Мне было стыдно рассказывать об этом методе другим, пока я не наткнулся на дивный блог американского иллюстратора Тома Голда.

Один из постов в этом блоге был посвящён другому крутому Тому — Уэйтсу. Картинка обыгрывала типичные для него названия песен: «Заброшенная фабрика клоунских ботинок», «Кладбище аккордеонистов», «Нелегальный крематорий для зонтиков» (в общем, долго объяснять, слушайте Уэйтса, если ещё не).
The Street Tom Waits Grew Up On
А на сайте Creativereview выложили скетчи, показывающие сложный путь Голда к созданию этой карикатуры. На них прекрасно видно, что Голд придумывал названия примерно таким же способом: выписывал в несколько столбцов разные слова и случайным образом собирал их в самые дикие словосочетания:
tom gauld sketchbook

Таким образом «метод матриц» (а заодно и открывшие его мне парни) реабилитировал себя в моих глазах. Прибегать к нему мне не доводилось уже давно, но, если будет необходимость, сделаю это без раздумий. Потому что, как сказал великий украинский поэт, не надо стесняться.

Поделиться в контакте
Отправить в телеграм