Почему «Горько-2» не получился (и почему это хорошо)

Год назад мы с Олей пошли в ЗАГС и поженились. В тот же вечер выкупили весь первый ряд в кинотеатре, рассадили друзей и вместе посмотрели «Горько». Было смешно (и недорого, потому что в Курске). Прошёл год, мы живём в Москве почти без друзей. На «Горько-2» пошли вдвоём. В отличие от нашей микросемьи, история изменилась не в лучшую сторону.

В сиквеле Жора Крыжовников сотоварищи решил резко всё изменить и рассказать историю про похороны. Решение хорошее: по эмоциональному заряду конкурировать со свадьбой может только это мероприятие. На этом правильные шаги творческого коллектива почти прекращаются.

Главная проблема «Горько-2» – желание повторить успех первой части. Для этого в продолжение запихнули всё, что было в оригинале, даже младшего брата главного героя. В первом «Горько» он снимал происходящее для потомков, вопросов нет. За съёмки на поминках порядочные скорбящие вполне могут положить оператора рядом с покойником. Впрочем, после пары вялых шуток в начале про жанр «мокьюментари» уже не вспоминают ни герои, ни зрители.

Ближе к финалу в кадре появляются почти все, кто вызывал улыбку в прошлой серии, даже бабушка с полынью и Сергей Светлаков. Громко скрипя мозгами, сценаристы устраивают танцы на поминках по аналогии с адскими плясками под Сердючку из оригинального фильма. В первой части в этом месте была сумасшедшая плотность шуток, во второй – такое же чувство неловкости. Потому что не танцуют у нас на поминках. Даже если умерший оставил присутствующим недвижимость в хорошем районе. Эта нелепица чуть не похоронила под своими обломками неплохой, в общем-то финал.

Создателей фильма можно понять – на кону уже стоят большие деньги. По всей картине аккуратно развесили плохо прикрытый продакт-плейсмент. За столом и в гробу едят селёдку не помню какой марки, за продуктами ходят в «Магнит», а на автобусе с перепуганной свадьбой зачем-то наклеен логотип «МДК»:

горько 2 мдк

В общем, инвестиции нужно было отбивать, так что никакого риска. Огромный культурный пласт, связанный с «русским мёртвым» не раскрыли примерно никак. Из кучи потенциальных «чёрных» шуток до экрана дожила только забавная реплика про кутью. Салоны ритуальных услуг, непонятные родственники, поминки в столовых советского образца, безвкусные памятники так и остались в коллективном бессознательном.

В конечном итоге «Горько-2» получился комедией, которая смотрится весьма крепко на фоне других российских попыток развеселить человека с попкорном. Если бы не было разрывной первой части, эту даже можно было бы похвалить.

Ну а хорошая новость в следующем. Возможность написать большую Комедию про Смерть так и остаётся неиспользованной. Она, как неразыгранный вопрос в «Что? Где? Когда?», достанется какой-то другой команде. А в неё уже может войти кто-то из вас. Или из нас. Попытки будут. Война сами знаете где и конец нефтяного оптимизма потихоньку проникают в умы. Крайний альбом группы «25/17» посвящён смерти почти полностью (если нет времени, послушайте хотя бы «Чернотроп»). Печальное время, но для искусства в целом и комедии в частности – благодатное.

P.S. вспомнил, что и «Ленинград» недавно выпустил клип на песню «Похороны». Уж Шнуров-то умеет ловить дух времени как никто. В общем, смерть is the new black.

Ещё можно почитать:

Про «Магию лунного света» и про Вуди Аллена вообще

Поделиться в контакте
Отправить в телеграм