Почему мне понравился «Бёрдмен» (пост для себя)

UPD: смешная псевдореклама «Бёрдмена» из прошлого. Люблю, когда фильм (игра, книга) обрастает такими приятными штуками:

Иньярриту уже поставил «Оскар» в сервант рядом с грамотой за победу в городской олимпиаде по испанскому. Приличные граждане давно посмотрели «Бёрдмена» в кинотеатре и решили, что фильм переоценён. Это значит, пора и мне разобраться, чем мне понравилась история про поехавшего актёра.

Я ждал «Бёрдмена» ради Зака Галифианакиса. Почему-то переживаю за его карьеру как за «Спартак», например. С той разницей, что Галифианакис хотя бы иногда играет хорошо. Если бы не Зак, я бы, пожалуй, проигнорировал кино вместе со всеми его наградами, как сделал это с «12 годами рабства» и… Кто там взял статуэтку в позапрошлом году? Галифианакис сыграл в «Бёрдмене» роль очень второго плана, но это ничего. Кино всё равно получилось.

«Бёрдмен» очень динамичен. Плотность событий такая, что хоть ложку ставь. Хотя казалось бы: стареющий актёр ставит пьесу на Бродвее и очень переживает. Какой-нибудь российский режиссёр сделал бы из этого трёхчасовую драму, в которой главный герой и зрители дружно хотят повеситься. У Иньярриту получился настолько лихой аттракцион, что не получается даже отлучиться по физиологическим причинам. Хотя это скорее заслуга оператора Эммануэля Любецки (до этого он снял «Гравитацию», мужик в отличной форме). Манера снимать как-будто-одним-кадром вытащила бы и не такой сценарий. Справедливости ради, «Русский ковчег», который на самом деле снят одним дублем, так сильно к экрану не приклеивает. Но о русских режиссёрах мы говорили выше.

Как «Бёрдмена» снимали «одним кадром»

В «Бёрдмене» куча отсылок к старому кино. Даже начальные титры с появлением букв в алфавитном порядке позаимствованы у Годара:

Ещё с Годаром «Бёрдмена» роднит некое внутреннее напряжение, которое вот-вот заставит тебя взять нож и пойти убивать прохожих. Другие отсылки я старался не замечать, чтобы не испортить себе удовольствие. Но «Бэтмен» и «Бойцовский клуб» (Эдвард Нортон, второе «я» главного героя и одна штука в финале фильма) бросаются в глаза.

Если искать в фильме некую универсальную историю (не конфликт «высокого» и «массового» искусств, например), то это кино о человеке, лучшие годы которого позади. Наверное, это страшновато — понимать, что ты уже «едешь с ярмарки». Майкл Китон, кстати, очень похож на нынешнего Эдди Иззарда, у которого тоже всё уже было. В том смысле, что свою вершину — Dress to kill — он пока не может покорить заново.

P.S. Ещё заметил, что действие, которое очевидно происходит у героя в голове, «цепляет» гораздо слабее. Что в «Невероятной жизни Уолтера Митти», что в «Бёрдмене», даже мощные спецэффекты не вытягивают впечатление на нужный уровень. Предпосылка «Это ему кажется» съедает всю зрелищность.

P.P.S. И да, этот парень невероятно хорош:

Поделиться в контакте
Отправить в телеграм