Работа мечты: почему нужно радоваться приходу Нетфликса в Россию

Говорят, в 2016 году в Россию придёт сервис Netflix. Вы удивитесь, но это уже очень скоро. Там ещё решают, как нам показывать все эти великолепные шоу (пока речь только о телевизорах с функцией Smart TV), поговорим о другом. На родине Нетфликса работают самые счастливые люди — им платят за просмотр сериалов.

Для начала разберёмся, что такое Нетфликс. По сути это огромный сайт с сериалами. Да, как Сезонвар, только без сифилисной рекламы казино и заработка в интернете. За несколько лет Нетфликс прошёл путь от обычного сериалохранилища до самой настоящей кинокомпании. У них есть деньги, чтобы самим заказывать шоу. Более того, у них есть данные миллионов зрителей, и они знают, что именно заказать. «Джессика Джонс» сразу вышла на Нетфликсе. Наш любимый пошляк Джимми Карр отказался от традиции почти-ежегодных-DVD и выпустит свой следующий концерт прямиком на Нетфликсе. Крайние спешлы Энтони Джесельника и Тиг Нотаро вышли там же. Если это не победа, то близко к тому.

Нетфликс совершил этот рывок благодаря мощной системе рекомендаций. Нетфликс предложит шоу под любой запрос и покажет с десяток сериалов, похожих на твой любимый. И вот здесь в игру вступают обещанные тэггеры.

В 2006 году Нетфликс опубликовал странную вакансию: будущим сотрудникам предстояло весь день смотреть фильмы. В принципе, почти всё. Вторая часть работы состояла в том, чтобы давать просмотренному краткое определение — тэг. На основании этих тэгов Нетфликс и формирует досуг американцев. Дальше буду переводить, заливая себе руки слезами.

Выбравшись из постели, Грег Харти берёт чашку кофе, садится за стол и начинает свой рабочий день. Его задание на сегодня — посмотреть три серии «Американской семейки».

Пока идёт серия, Грег открывает ещё одно окно, на этот раз с таблицей. Там он выбирает метки (те самые тэги — прим. плач. ред.), чтобы описать то, что он видит.

Комедия: «причудливая».
Юмор: «черноватый».
Тон: «юмористический», «непочтительный», но «искренний».
Фил в исполнении Тая Баррелла: «глупый», «несерьёзный», «обаятельный идиот».

Через пару часов Грег загружает таблицу на сервер Нетфликса. И включает фильм «Жизнь прекрасна».

— Это идеальная работа, потому что я не хожу в офис. Я работаю, когда мне удобно, и получаю деньги за то, что смотрю кино, что помогает мне научиться лучше писать, — говорит 33-летний Харти, поедая за компьютером шоколадные шарики.

Выбранные Грегом метки станут частью алгоритма, который формирует рекомендации для более чем 30 миллионов (в 2012 году — прим. всхлип. ред.) пользователей Нетфликса по всему миру. Некоторые из тэгов видны зрителям, остальные — внутренние.

Если вам нравится «Твин Пикс», возможно, вам стоит посмотреть «Медэксперта Куинси» или «Закон и порядок: Преступное намерение», потому что Харти и другие фрилансеры отметили каждый из них тэгами «мозголомный», «тревожный» и «ТВ-загадки».

Грег Харти — один из сорока фрилансеров. В группу также входит писатель-путешественник с Гавайев, домохозяйка из Иллинойса, независимый режиссёр из Мехико и несколько начинающих сценаристов из Лос-Анджелеса. Работа этих тэггеров помогает Нетфликсу предлагать зрителям именно те фильмы и телепрограммы, которые должны им понравиться.

Тэггеров нанимали, основываясь на их любви к развлекательному контенту и способности быстро его оценивать. Многие из них — выпускники школ кино, которые уже работали в Голливуде или только идут к этому.

Они — те, кто выбирает из более 1000 тэгов, чтобы описать тысячи фильмов и сериалов из каталога Нетфликса для зрителей в США, Канаде, Латинской Америке и Великобритании. Каждый фильм или по меньшей мере три эпизода сериала из каталога смотрит один сотрудник.

Тэггеры получают несколько сотен долларов в неделю — карманные расходы для компании, которая заработала 1,67 миллиарда долларов за первые 6 месяцев 2012 года.

Система, которая основывается на культурном опыте и суждениях живых людей, отличается от алгоритмов, которыми пользуются другие онлайн-компании. К примеру, Амазон формирует свои рекомендации благодаря компьютерному анализу схожих покупок.

Хотя (микро)блогеры высмеивают странные категории, которые иногда выдаёт Нетфликс («сентиментальная драма о семье инвалидов», «основанные на реальных событиях пьесы о войнах 20 века»), без них зрителям пришлось бы тяжко. Каталог Нетфликса оценивается более чем в 14000 наименований.

Тесты показали, что 75% подписчиков выбирают, что посмотреть, основываясь на рекомендациях сервиса.

— Люди смотрят больше видео и пользуются сервисом дольше благодаря этим тэгам, — говорит Тодд Йеллин, вице-президент Нетфликса по инновациям.

Когда Йеллин пришёл в Нетфликс, рекомендации формировались автоматически, на основании того, что пользователь смотрел до этого. Результаты не всегда были так эффективны, как владельцам Нетфликса хотелось бы. Иногда посмотревшим «Жажду смерти-3» предлагалось посмотреть «Мир Библии: Моисей».

— Мы сделали хороший алгоритм, но мы недостаточно хорошо знали свой контент, — говорит Йеллин, — а для этого нужны живые люди.

Йеллин, выпускник школы кино, снимавший рекламу и документальные фильмы, проставил первые несколько сотен тэгов в 2006 году. На сегодняшний день он со своей командой фрилансеров разработал более тысячи. К примеру, он ввёл тэг, описывающий неловкость и стыд, которые мы испытываем за персонажей на экране. Это создало связь между британской версией «Офиса», старым и смешным фильмом «Счастье» и нелепыми событиями из жизни Луи Си Кея в соответствующем сериале.

Аналитики считают, что рекомендательная часть Нетфликса — главная причина того, что за 15 лет компания подмяла под себя развлекательную индустрию в Северной Америке. И это несмотря на недовольство пользователей после того, как подписка подорожала на 60%.

— В сети невероятно много контента. А люди ненавидят тратить время на то, чтобы смотреть плохие фильмы. Когда сервис знает, чего хотят его пользователи, это ставит его на ступень выше конкурентов, — говорит консультант по маркетингу Стюарт Скорман.

Для Харти расстановка тэгов делает путь к тому, чтобы стать успешным сценаристом, немного легче. С тех пор, как он переехал из Южного Бостона в Лос-Анджелес, ему уже удалось поработать ассистентом на съёмках «Доктора Хауса» и тестировщиком видеоигр. Харти — один из первых тэггеров, нанятых компанией. С 2006 года он рассортировал более 1200 фильмов и сериалов.

Тэги для Нетфликса, наравне с его работой в качестве сценариста-фрилансера на телешоу, фильмах и видеоиграх, позволяет Харти оплачивать скромное жильё.

Работа совместима с тем, чтобы писать сценарии в надежде найти агента и продать что-то студиям. Харти вырос на том, что он называет «эскапистские поп-корн-фильмы» вроде «Крепкого орешка». Его последний сценарий посвящён промышленному шпионажу в духе «Джеймс Бонд встречает Дэнни Оушена».

Как другие тэггеры Нетфликса, которые встречаются раз в год в офисе компании в Беверли Хиллз, чтобы поделиться жалобами и получить обратную связь от начальства, Харти страдает от профессиональной болезни: он уже не может просто пойти в кино, откинуться в кресле с поп-корном и насладиться киношкой.

— Я всегда проставляю метки в уме, — говорит он, — когда я смотрел «Прометея», я помечал его как «кровавый». В смысле, просто «кровавый», а не «очень кровавый».

***

К чему я перевёл этот текст? К тому, что надо учиться фиксировать свои впечатления хотя бы от искусства. Тогда будет проще создавать своё, опираясь на существующие в твоей голове тэги. Впрочем, если у вас нет планов сделать творческую карьеру, можете не заморачиваться. Но когда Нетфликс придёт в Россию, и мы начнём получать деньги за то, что смотрим «Леди Бомж», не обижайтесь.

Поделиться в контакте
Отправить в телеграм