Sitcom trials (Ситкомные пробы)

Недавно ко мне в Москву приезжал мой лучший друг Серёга из Железногорска. Как положено, мы с Олей протащили его по всем столичным достопримечательностям, покатали на теплоходе, наделали аватарок на ближайшие 86 лет, сходили послушать плохого рэпера Эл’Уана и повалились на траву в Парке Горького. Так совпало, что примерно в те же дни я писал диалоги для одной серии ситкома, который, кажется, скоро выйдет. Воспользовавшись тем, что все устали, я достал из рюкзака распечатки и стал читать вслух. Оля и Серёга сначала вежливо слушали, потом вежливо уткнулись в смартфоны. И это при том, что мои диалоги более-менее приняли и даже пообещали заплатить. Так я понял, что читать по ролям смешные шутки тоже нужно уметь. И что Серёга на расстоянии совсем распоясался.

В конце книжки How to be a sitcom writer Марка Блэйка есть советы, куда пристроить своё творчество. Там есть стандартные рекомендации, про нетворкинг и угрозы продюсерам. И есть совет сходить на Sitcom trials. В заголовке я перевёл это как «Ситкомные пробы», но даже мне понятно, что формулировка слишком кривая. Это что-то вроде открытого микрофона, только для начинающих комедийных сценаристов.

Изначально эта древняя британская забава была чем-то вроде питчинга сценариев, когда в зале сидят продюсеры, а на сцене пытаются «продать» свой проект. Как часто бывает с хорошими идеями, ситкомные пробы выросли в отдельную дисциплину. Создатели свозили своё детище на фестиваль юмора в Эдинбург, а потом переехали с ним в Лондон и создали своё телешоу. Ситкомные пробы выглядят примерно вот так:

Возможно, уже есть люди, которые готовятся именно к пробам, даже не пытаясь понравиться каким-то шишкам с телевидения. Так бывает, например, с КВНщиками, которые едут в Сочи веселить других КВНщиков. Их выступления веселят скорее формой, чем содержанием. В общем, напишу про это отдельный пост.

Судьба победителей проекта чаще всего остаётся неясной. Оно и понятно, сценаристы редко попадают в центр внимания. Может быть, кого-то берут шутить на действующие телепроекты. Но есть и хорошие примеры. Миранда Харт, которая сыграла помощницу главгероини в дико смешном «Шпионе», тоже начинала с триалов:

Это выступление на Edinburgh Fringe вылилось в собственный ситком Миранды с неожиданным названием Miranda:

Сериал имеет солидные 8,0 на IMDb и до сих пор идёт на BBC. Я ещё не смотрел, но собираюсь скачать с рутрекера.

Если кто-то думает, что достаточно написать хорошие шутки — и победа в кармане, попробуйте сами. У нас пока нет ничего про ситкомы, но есть одиозное мероприятие «Киносреда». Там периодически устраивают что-то вроде питчингов, где люди рассказывают о своих детищах. Я недавно ходил на встречу, посвящённую веб-сериалам. Это ад. Меня можно назвать вежливым и сочувствующим человеком, на том же фестивале в Сочи я один раз просидел в зале восемь часов подряд, потому что не хотел обижать плохие команды своим уходом. А с «Киносреды» убежал на втором выступлении.

P.S. Подписывайтесь на вот этот паблик, чтобы не пропустить следующий интересный пост. Или средней интересности.

Поделиться в контакте
Отправить в телеграм